БОКОРАШ « Нумизматика, монеты

Июл20

БОКОРАШ

флаг ЛЕС – богатство, краса и гордость Карпат. Поскольку богатые карпатские леса позволяли добывать огромное количество древесины, то перед промышленниками встала проблема ее транспортировки. Самым дешевым способом был сплав по рекам. Это и послужило причиной строительства плотины на Черной Реке, полноводной горной реке.

В это время и возникло неповторимое и своеобразное ремесло – сплава леса плотами – БОКОРАШ.

Древесину, поступившую по желобам, на берегу водосборника сортировали и складывали в штабеля в определенном порядке, в соответствии с очередностью операций по изготовлению бокора: сначала стволы поменьше, потом крупнее.

Перед изготовлением бокора велись подготовительные работы. Сплавщики вытесывали весла – опальчины, изготовляли гужовки, которыми скрепляли бревна в плотах.

Как же формировался бокор?

Двадцать почти одинаковых стволов длиной 28-30 м гужовками скреплялись в одно звено, которое называется табла. Несколько скрепленных между собой табел образуют плот – бокор, который сплавлять намного проще и безопаснее, чем отдельный дараб (плот из одной таблы).

К первой табле деревянными шипами прикрепляли 12-метровые весла – опальчины так, чтоб третья их часть была погружена в воду. К подводной части весла деревянными гвоздями прикрепляли двухметровую доску.

Посредине таблы стояла небольшая перекладина-сухарь. На нее сплавщики – бокораши привязывали свое снаряжение, одежду, котомки с едой.

Связать бокор из отдельных табел – дело ответственное. От качества работ зависела безопасность плотогонов.

Для первой таблы прежде всего отбирали толстый ствол. Его называли ведущим и размещали в центре. Более тонкие стволы привязывали к нему по обе стороны. Все стволы размещали комлями назад. В комлях просверливали дыры диаметром около 4 см, в них вставляли гужовки и закрепляли их шипами. Концы гужовок сплетали в поперечную цепь. Ширина задней части дарабы достигала 10 м. Вершины стволов соединялись поперечными бревнами. Ширина передней части плота не превышала 5 м, так как сплавные ворота плотины были шириной 7 м. Задняя, более широкая часть бокора при прохождении ворот нагромождалась: она крепилась только гужовками и поэтому была подвижной.

На плотине было десять ворот, предназначенных для спуска воды из водосборника. Воду спускали за час перед началом сплава, открывая четверо ворот. Ширина вспомогательных ворот 3,5 м, а высотой они достигают дна водосборника. Предварительный спуск воды был обязательным.

Количество ворот обусловлено необходимостью регулирования уровня воды во время сплава.

Ставник – постоянный работник на плотине – в совершенстве знал все правила и технические условия сплава. Он открывал основные и вспомогательные ворота, подавал сигналы бокорашам на готовых к сплаву плотах, которые стояли привязанными к берегу в 50 м от плотины. На водосборнике собиралось одновременно 40-45 бокоров.

Один бокор за другим отправлялся через каждые 10-15 минут в зависимости от величины. Бокор поменьше плыл быстрее, побольше – медленнее. Промежуток между бокорами составлял 1,5-2 км. Расстояние до Колочавы – 29 км – плот преодолевал приблизительно за 2,5 часа.

Подготовленная к выпуску Национальным банком юбилейная монета “БОКОРАШ” открывает новую серию – “Народные промыслы и ремесла”.

Ключевые слова: Бокораш, Украина

Автор Андрей Украина Получать новости в RSS формате