Стельмаство. « Нумизматика, монеты

Дек25

Стельмаство.

флаг“Кидай сани, чини воз”, – щебетали маленькие птички весной. А осенью те же птички напоминали хозяевам: “Прячь воз, доставай сани”. И так из года в год: без саней и воза и ни туда и ни сюда. Без них жизнь останавливалась, не двигалась по отведенным для неё колеям. Так же не обойтись было без тех, кто изготавливал эти транспортные средства – стельмахов.

Особое развитие на украинских землях достигло стельмаство — деревообрабатывающий промысел, связанный с изготовлением транспортных средств – возов и саней, а также колес, полозьев, дуг и так далее. Кроме традиционного столярного инструмента, стельмахи широко пользовались коловоротом (обычно при изготовлении округлых ступиц). Специфика стельмаства состояла и в том, что материал для изготовления гнутых ободов, дуг, полозьев, предварительно распаривали в специальном помещении – парной. Помещение представляло собой небольшую сруб-землянку с двойными засыпанными песком стенами. В помещение оборудовалось печью, над которой устанавливался чан с водой, дымарем, а также отводом для выхода пара. Известен был и другой вид парной: так называемая сухая парная. Это – неглубокая яма с дымящим костром, покрытая дерном, поверх которого укладывали подготовленный для изгиба материал.

сани - розвальниВ старину грузы перевозили различными санками-волокушами, которые состояли из двух соединенных под углом жердин, их еще называли “волоцюгами”. Нет зимней дороги (а иногда и летом по раскисшей после дождя распутицей) без саней. Без них не могло обойтись ни одно сельское хозяйство. Гуцулы перевозили срубленные деревья на “корчугах” – коротких санях с толстыми и высокими полозами, “подкидышами” иногда называли маленькие саночки, которые подставляли под той конец дерева, который свисал с больших саней. На севере использовались “розвальни” – сани с боковыми жердями, которые могли раздвигаться.

колесоЛетом стельмах гнул полозья, зимой колдовал над колесом. Кто и когда его придумал? Говорят, что воз – это изобретение Соломона, который ехал на нем и все удивлялись: как это так – передние колеса не могут убежать, а задние не могут догнать. Воз уверенно, на века вошел в сельский быт.

Для возов и бричек – “возовня, колешня”, для изготовления возового транспорта – “возоробня”. Под её крышей стельмахи выгибали, вытесывали, обрабатывали детали для возов. Первостепенная и самая сложная их забота – колеса. Недаром среди стельмахов выделялись мастера – “колодий”, которые специализировались на изготовлении колес.

возОсобенностью украинского воза были гнутые колесные обода, изготовленные из цельного куска древесины. Позднее их стали изготавливать из отдельных дугообразных секций. Типовой украинский воз имел жесткую ходовую часть. Но с развитием стельмаства во многих местностях появились вози – “розворовые”, в которых задняя и передняя части могли раздвигаться. Делалось это при помощи жерди – “розворы” (“подтоки”).

В зависимости от назначения, грузов в различных регионах нашли применение возы различных типов и конструкций. Для перевозки сена, соломы, снопов применяли возы с довольно высокими боковыми – “драбыны” (“лойтры”), землю насыпали в “грабарки”, зерно перевозили в плетеных из лозы кошелях или коробах из досок – “безтарках”. В южных городах в “бидюгах” с широким кузовом возили ящики, бочки. Чабаны путешествовали по степи в “котыгах”, над которыми возвышалась крытая камышом будка, торговцы развозили свои товары в хорошо оборудованных “фурах”, “бричках”, “фирманках”. “Бричка” отличалась от классического воза меньшими разменами и большим количеством железных деталей. Для быстрого передвижения , выездов, кроме бричек, пользовались также легкими “линейками”, “тачанками”. “Бидаркою” (“бидкою”) называли двухколесный возок.

За границами Украины известен чумацкий (крымский) воз – “мажа”. Он имел довольно узкий кузов, который для равновесия поддерживали “люшни” – распорки, нижние концы которых опирались на оси. Решетчатый каркас, как правило, тщательно обшивался лубом. Чтобы товар не портился в дороге, его накрывали просмоленными воловьими “застёлами”, вымоченой в дёгте мешковиной – “напрядкою”.

Стельмахи были известны в 19 столетии почти в каждом селе; конечно, они работали сезонно. В некоторых районах

Украины стельмаство набирало характер массовой кустарной промышленности.

Наибольшее развитие оно получило в Полтавской губернии, где в нём было задействовано в конце 19 столетия около 2 400 семей, в Харьковской губернии и немногим меньше в Киевской губернии.

Изделия стельмахов имели спрос в других районах Украины, в частности на юге Украины.

В связи с механизацией транспорта стельмаство, как профессия потеряло свое значение; вози и сани стали изготавливать на предприятиях местной промышленности.

Ключевые слова: Возы, Стельмах, Телеги, Украина

Автор Андрей Украина Получать новости в RSS формате